Новости
27.03.2024
Вечер с Владимиром Соловьёвым | 27.03.2024г.
24.03.2024
Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым | 24.03.2024г.
23.03.2024
Теракт в «Крокус сити холле». Лабиринт Карнаухова | 23.03.2024г.



Последние фото

 
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом


Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве


Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед


Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя


с министром обороны РФ Сергеем Шойгу


V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 
Лекция-встреча, Московский университет МВД России

 
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо

 
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана


Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV

 


18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем





ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров



Новости
11.09.2013 «Станут объектами зависти»

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Таджикистан попросил Россию направить в страну тысячи преподавателей русского языка. Помощь в развитии образования и обучения на русском языке в странах, откуда в Россию приезжает наибольшее число мигрантов, отвечает интересам РФ, заявил на прошлой неделе глава Россотрудничества Константин Косачев.

«Кроме того, вполне можно найти и волонтеров. В годы советской власти поднимать Таджикистан приезжали ведь целыми бригадами, среди которых были не только учителя, но и врачи»

«Президент Рахмон просил Россию направлять в Таджикистан преподавателей русского языка и предметников, ведущих работу на русском языке. Он сказал, что каждая из 4000 средних школ готова принять как минимум одного преподавателя из России, и обещал обеспечить их жильем и зарплатой», – сказал Косачев.

«Каждый рубль или доллар, вложенный нами в помощь развивающимся странам, будет давать несколько эффектов, – сказал глава агентства. – Мы реально поможем стране-партнеру в совершенствовании системы образования, получим на этом очки в общественном мнении, будем решать существующую проблему образования приезжающих к нам людей. И наконец, будем сбивать волну реакции в России на то, что сюда приезжают не адаптированные к нашим условиям люди».

«Президент никогда ничего не говорит просто так. Если он считает, что в Таджикистан возможно пригласить 4000 преподавателей из России, значит, мы будем над этим работать», – заявил газете ВЗГЛЯД министр образования Таджикистана Нуриддин Саидов.

Он напомнил, что разговор о приглашении, правда, тогда еще 450 преподавателей русского из России – выпускников российских вузов вели президенты Владимир Путин и Эмомали Рахмон еще в прошлом году.

«Мы были в этом очень заинтересованы, потому что, сами понимаете, занятия по языку – это одно, а когда они преподаются на том же языке, которому учат, – совсем другое дело, – отметил министр. – И Россотрудничество, и посольство России об этом разговоре знали, мы готовили совместный проект».

В частности, министр рассказал, что его подчиненные даже составили график распределения ожидавшихся студентов по местным райцентрам. Правда, по словам Саидова, оплатить их переселение готова была как раз, напротив, Москва. «Компенсации за проезд и заработную плату обязалась взять на себя российская сторона, – пояснил министр. – А поселить преподавателей мы планировали в общежитиях. Причем мы выразили желание, чтобы большинство преподавателей составляли девушки, с тем чтобы они могли встретить у нас свою вторую половинку и остаться».

Однако, по словам Саидова, когда наступил август, а затем сентябрь, и Россотрудничество, и посольство неожиданно замолчали, так что этот проект так и остался проектом.

Отметим, что Россотрудничество не смогло предоставить газете ВЗГЛЯД оперативный комментарий по этому поводу.

Какой язык предпочитают использовать в повседневном общении жители ряда стран бывшего СССР
Русский язык в школах Таджикистана преподается со 2-го по 11-й класс, отметил министр. Около 10 высших учебных заведений имеют кафедру русского языка. «Но преподавателей все равно не хватает, – посетовал Саидов. – Многие из выпускников после окончания вуза уезжают из страны либо переквалифицируются на другие специальности».
«Это риторика и не более того»

Бывший депутат Госдумы от «Справедливой России», эксперт Центра аналитических исследований Семен Багдасаров напомнил, что сейчас в Таджикистане остались 30–40 тысяч русских, причем преимущественно пожилого возраста, тогда как до гражданской войны начала 90-х там проживали до 600 тысяч русских.

«У Рахмона выборы в ноябре. Он очень нуждается в том, чтобы хотя бы до выборов Россия не повысила пошлины на ГСМ и обеспечивала особо льготные условия для мигрантов из Таджикистана, – пояснил Багдасаров газете ВЗГЛЯД. – Отсюда идут и заявления соответствующего рода».

Багдасаров задался риторическим вопросом, какими заработками сможет обеспечить Душанбе учителей из России, если страна живет «за счет того, что поступает от мигрантов, – до двух миллиардов долларов только официально». «Государство, которое ничего не производит, откуда возьмет деньги?» – задается вопросом эксперт.

Экс-депутат также напомнил, что по сравнению с советскими временами в Таджикистане сильно изменился общий склад ума, поэтому педагоги из России там просто не уживутся. «Чтобы жить в такой среде, я не знаю, какие деньги надо платить и какое жилье выдавать. Слова Рахмона – это риторика и не более того», – уверен Багдасаров.

Эксперты в Душанбе считают, что потребность в русских педагогах в республике действительно высока. «Интерес к русскому языку и литературе сохранился у многих еще с советских времен, до сих пор знание русского считается почетным», – сказал газете ВЗГЛЯД таджикский политолог Парвиз Муллоджанов.

«Не будем забывать, что Таджикистан – это земледельческая страна, для которой характерна оседлость, – напомнила в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» фонда «Таджикистан» Гавар Джураева. – Для таких стран обучение крайне важно. Они часто мыслят категориями: «Хоть много денег не заработаю, зато образование получу. А знание языков, тем более русского, который еще живет в памяти народа, необходимый элемент этого образования».

Однако нанять в каждую школу страны по одному учителю русского из России – это за гранью фантастики, полагают эксперты. «Думаю, речь может идти только о приглашении нескольких десятков учителей русского, – сказал Муллоджанов. – И то неизвестно, как осилит это бюджет страны. Ведь нужно и жильем, и конкурентоспособной зарплатой людей обеспечить, а ресурсы для этого крайне ограничены».

С ним согласна и Джураева. «У Таджикистана сейчас крайне мало денег, – отметила она. – Страна пережила тяжелую гражданскую войну, экономике и самим таджикам не так-то легко встать на ноги».

Публицист Наргиз Хамрабаева сомневается в том, что можно найти 4000 готовых переехать в Среднюю Азию преподавателей, когда их не хватает в самой России. На обычные для Таджикистана зарплаты педагоги из России вряд ли поедут.

«Нужно предложить такую заработную плату, которая бы не уступала доходам российских учителей на их родине, – пояснила Хамрабаева. – Зарплаты учителей в Таджикистане в среднем около 100 долларов в месяц – ничто даже по сравнению с доходами учителей в России. Конечно, все зависит от региона, от ставки, нагрузки, но все равно это, можно сказать, небо и земля».

Кроме того, во многих регионах зимой часто нет электричества, воды и других условий, которые в других странах считаются нормой. Чтобы их компенсировать, учителям из России нужно выплачивать заработную плату даже выше, чем на родине, а такие жертвы для бюджета могут быть непосильны, подчеркнула Хамрабаева.

Педагогическая поэма

«Выход из ситуации возможен, если пригласить ограниченное число преподавателей, – пояснил эксперт. – Например, если какая-то часть кадров будет работать в школах для одаренных детей. Также было бы логично, чтоб приезжие учителя работали в центрах повышения квалификации для таджикских коллег».

Ему вторит Хамрабаева. «Для начала стоит запустить пилотный проект, в рамках которого можно пригласить до 50 человек. И уже после этого смотреть, насколько это бремя посильно для бюджета и насколько результативно обучение детей».

При этом собеседница также отмечает, что дешевле Таджикистану обошлось бы повышение уровня знаний собственных преподавателей. «Программа по русскому, которая преподается в школах, за исключением специальных русскоязычных школ, минимальна, порой она неспособна дать учащимся даже базовые навыки. Поэтому многие родители, которые даже не относятся к русскому меньшинству, отдают своих детей в русскоязычную школу», – рассказала публицист.

По ее словам, нередки случаи, когда такие дети хотят ходить в таджикскую школу, чтобы не терять своих корней, однако родители часто заставляют ребенка идти в русскоязычную, поскольку единственной перспективой для него видят жизнь и работу, связанную с Россией.

Джураева надеется даже на волонтеров. «Есть ведь среди россиян и те, кто готов ехать даже в Индию. А Таджикистан все же ближе, – добавила она. – Там тоже очень тепло, растет много фруктов... В годы советской власти поднимать Таджикистан приезжали ведь целыми бригадами, среди которых были не только учителя, но и врачи».

«В высших учебных заведениях страны до сих пор работают советские кадры, которые преподают русский язык. В большинстве из них даже есть кафедра русского языка, – рассказал Муллоджанов. – А вот в школах ситуация намного печальнее».

«Станут объектами зависти»

Эксперты не исключают, что деньги понадобятся не только на зарплату, но и на охрану гостей. «Те, кто подвергся дискриминации на территории России – полицией или гражданами страны, особенно в семьях, где человека обокрали собственные работодатели, возможно, будут не в восторге от приезда преподавателей из РФ, – допустила Джураева. – Но это не вина таджикских граждан, так устроена историческая память человека».

Впрочем, скорее всего, даже эти жители проведут разницу между учителем и полицейским, добавила она. «К учителям в Таджикистане особое отношение, их уважают и считают вторыми родителями, – добавила Джураева. – Да и в целом в стране нет антироссийских настроений. Недавно даже новую улицу в одном из городов в горах назвали в честь российского генерала».

Муллоджонов отнюдь опасения экспертов не разделяет. «Ситуация стабильна, уровень уличной преступности минимальный, по улицам можно передвигаться спокойно, – утверждает политолог. – Да и к русским здесь всегда было хорошее отношение, никогда не отмечались нападения на русскоязычных граждан».

Напомним, однако, что в 1992 году, в разгар гражданской войны, русофобские выступления все же в республике отмечались, что и послужило причиной для массового исхода славянского населения.

Хамрабаева, однако, отмечает, что гости с севера могут встретить враждебный прием со стороны местных педагогов. «Если учителя из России будут получать конкурентоспособную заработную плату, безусловно, они станут объектами зависти коллег, чья зарплата составляет гроши. Поэтому прежде чем приглашать заграничных работников, правительству Таджикистана было бы логичнее решить проблемы собственной страны», – подчеркнула публицист.