Новости
27.03.2024
Вечер с Владимиром Соловьёвым | 27.03.2024г.
24.03.2024
Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым | 24.03.2024г.
23.03.2024
Теракт в «Крокус сити холле». Лабиринт Карнаухова | 23.03.2024г.



Последние фото

 
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом


Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве


Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед


Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя


с министром обороны РФ Сергеем Шойгу


V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 
Лекция-встреча, Московский университет МВД России

 
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо

 
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана


Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV

 


18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем





ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров



Новости
11.06.2013 Недетский взгляд сквозь рамку прицела

Не так давно международная благотворительная организация Save the Children сообщила, что все больше детей принимают участие в сирийском вооруженном конфликте. Их вербуют в качестве информаторов, грузчиков, охранников, бойцов, а иногда ими прикрываются как живым щитом. "Мы, определенно, не можем позволить потерять еще один год. Иначе мы рискуем создать поколение детей, которые видят и знают только войну и могут, в конце концов, включиться в этот круг насилия", − заявил представитель ЮНИСЕФ Патрик МакКормик по поводу ситуации в Сирии.


И это не только сирийская проблема. Итальянский журналист Витторио Зуккони на страницах газеты La Repubblica, пишет, что "нынешние кровопролитные войны утратили как географические, так и возрастные границы". По его словам, специальные детские учебные лагеря существуют в Вазиристане, Сомали, Пакистане. Там учеников иногда называют "Дети Господа", имея в виду, очевидно, их трагическое прошлое – погибших отцов-шахидов и не менее трагическое будущее – собственную смерть в огненном вихре террористического акта. Витторио Зуккони пишет, что "детей собирают и подвергают идеологической обработке, их воспитывают в духе жертвенности во имя их отцов". В специальных - страшно подумать - детских садах их обучают применению огнестрельного оружия и взрывных устройств. "Но самое главное: им прививают стремление к джихадистской "священной смерти", - подчеркивает итальянец.


Мнение журналиста разделяет эксперт по проблемам Центральной Азии и Ближнего Востока Семен Багдасаров.


"Там действительно существует такая тенденция, когда подростков набирают в специальные лагеря и создают из них эффективных боевиков. "Талибан" как организация зарождался на такой же основе. К сожалению, похожее явление существует в Африке. В ходе межэтнических войн там также очень часто используют несовершеннолетних подростков. Кстати, многие из них отличаются предельным зверством. Я даже не понимаю, как с этим бороться. Любая гражданская война порождает сирот. Именно из них в большинстве своём готовят боевиков. Или попросту отбирают детей из семей. Эта система одинакова что в Африке, что в северо-западных провинциях Пакистана. Отличие только одно: в Пакистане это более идеологизировано с точки зрения радикального ислама. А в Африке идеологии более локальные, племенные. Там где нестабильность - там везде происходит подобное".


"Солдаты-дети" обычно не менее профессионально подготовлены, чем взрослые комбатанты (так называют непосредственных участников боевых действий). Более того, как отмечают американские военные специалисты, молодые люди бывают даже более опасными, так как вся их жизнь прошла в вооруженной борьбе и ничего иного, как воевать, они в своей жизни просто не умеют, пишет в "Независимом военном обозрении" эксперт Игорь Попов.
По его мнению, одной из характерных черт "солдат-детей" является жестокость, в частности в отношении пленных. Как правило, они никого не берут в плен. В тех редких случаях, когда такое случается, судьба пленных становится еще более страшной: их используют для тренировки молодого пополнения в методах и приемах убийства взрослого человека. Убийство пленных на глазах детей и подростков имеет целью приучить их к крови, к смерти. Из этого устраивается публичное "шоу", призванное привлечь новых добровольцев-детей к службе в составе вооруженных формирований.


Иногда детей насильно принуждают вступить в ряды повстанцев. Такая ситуация складывалась в 1980-1992 гг. в Сальвадоре и в Афганистане. Тирания страха - вот на чем основывается абсолютное психологическое подавление личности ребенка, считает Игорь Попов. Некоторые дети добровольно вступают в ряды повстанцев, так как только это дает им гарантию регулярного получения пищи, одежды и защиты. Особенно это характерно для сирот.


Среди африканских государств, нанимающих в свои армии детей, выделяются Демократическая Республика Конго, Уганда и Руанда. В 1986 г., когда Национальная армия сопротивления Уганды вошла в Кампалу, наблюдатели ООН были шокированы, увидев в рядах повстанцев 4-5-летних детей. Согласно данным Игоря Попова, повстанческая армия Уганды насчитывала 3 тысячи "солдат-детей" в возрасте до 16 лет, из которых 500 были девочками.
Весь ужас в том, что оружие в неокрепшие детские руки вкладывают взрослые, говорит доктор психологических наук, профессор Елена Смирнова.


"Конечно, они не рождаются с автоматом в руках. Но дети – существа очень пластичные и гибкие. И то, что они испытали в первые годы, формирует их сознание и отношение к жизни и себе. Если их приручить к определённым идеологическим догмам, они будут обладать особой устойчивостью к страданиям чужого человека, особой жестокостью. Это уже не лечится. Так что с детьми можно сделать всё что угодно".


По мнению израильтян, палестинские террористические организации начали на регулярной основе привлекать детей к своей деятельности где-то с начала двухтысячных. Террористические организации пользуются тем, что дети не вызывают подозрений, и тем, что им легче остаться незамеченными в многолюдных местах. Кроме того, дети легко поддаются влиянию и психологической обработке, а потому их проще завербовать. Детям внушают, что в загробном мире их ожидают счастье и радость. Ради этого их уводят из семей и помещают в специальные учреждения, где подвергают соответствующей обработке.


В учебных заведениях и в летних лагерях детям внушаются исламистские и националистические идеи, их призывают поддерживать джихад против Израиля и принимать в нем непосредственное участие. С июля 2002 года Исламистское объединение Газы организует летние лагеря под названием "Летний лагерь шахидов интифады Аль-Акса". Подобные лагеря организует и ХАМАС, и они пользуются большой популярностью, поскольку дети там получают не только одежду, обувь и письменные принадлежности, но и тепло и ласку. В этих лагерях детям рассказывают об истории ислама и обучают обращению с оружием. Повсюду развешаны фотографии шахидов.
Еще одно явление, на которое Израиль обращает внимание, - это позиция многих родителей, позволяющих своим детям становиться шахидами и даже подталкивающих их к этому. Часто во время демонстраций дети надевают на себя вещи, имитирующие пояса с взрывчаткой, и другие атрибуты террористов. В Хевроне была найдена фотография новорожденного младенца, на которого был надет такой пояс. Очевидно, что подобные явления оказывают разрушительное влияние на детей, с самого раннего возраста впитывающих идеологию террора и насилия.


Директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО Вениамин Попов согласен с тем, что одной из ключевых проблем Ближнего Востока является радикализация исламской молодёжи.


"Легче всего затронуть национальные или религиозные чувства. Причём религиозные ещё легче, чем национальные. Много людей спекулируют на религии. Они вербуют пушечное мясо для своих корыстных целей, которые, в общем, не разделяет абсолютное число мусульман. Надо создать образ страшного врага. И этим занимаются профессиональные проповедники, которые и работают с молодёжью. В их головы вбивается несколько несложных идей. Кстати, те, кто внушает им эти идеи, не участвуют непосредственно в террористических акциях".


Отдельной проблемой является нелёгкий моральный выбор людей, вступающих с детьми-убийцами, так сказать, в непосредственный огневой контакт. К примеру, в ночь с 23 на 24 апреля 2002 года трое палестинских подростков из Газы - Исмаил Цабах Ибрагим Абу-Нада, 12 лет, Иль Аази Мецтафа Хамарана, 13 лет, и Юсеф Басем Юсеф Закут, 14 лет, - попытались проникнуть в поселение Нецарим, для того чтобы совершить там теракт-самоубийство. Все трое были застрелены солдатами ЦАХАЛа. Что чувствовали взрослые люди, нажимая на курки своих винтовок, наверное, не передать словами. Был ли у них выбор – этот вопрос остаётся открытым.


Американцы, столкнувшись с этим явлением в Афганистане, организовали программу специальной подготовки в Общевойсковой штабной школе сухопутных войск. Там офицерам внушаются элементарные правила безопасности, которые позволяют в ряде случаев не доводить дело до убийства пусть и вооружённого, но всё-таки ребёнка. К примеру, речь идёт о том, чтобы солдаты воздерживались от контактов с детьми, от угощений их конфетами.
В противодействии «солдатам-детям», как показал опыт действий американских войск в разных регионах мира, необходимо делать акцент не на поражении противника, а на его запугивании. В этих целях рекомендуется применять так называемое нелетальное оружие. Потенциальных малолетних противников можно также испугать звуками выстрелов и взрывов, грохотом пролетающих над их головами вертолетов и самолетов.
В общем, ситуация чрезвычайно сложная. Вместе с тем у некоторых экспертов есть повод для некоторого оптимизма. Вновь слово Вениамину Попову.


"Я думаю, что это уже последние раскаты страшной бури. Чем дальше, тем тяжелее будет отравлять сознание молодых людей, которые познали другой опыт. Молодые ребята всё-таки смотрят ТВ, знакомятся с Интернетом. Они получают знания о том, как организована жизнь в других районах планеты, в других государствах. И затуманивать мозги становится всё трудней.


Есть другая проблема, связанная с силовыми действиями западных держав. Прямым следствием помощи сирийской оппозиции являются нападения на солдат в Лондоне и Париже. Радикализация продолжится, прежде всего, из-за политики Запада".


А вот эта проблема как раз имеет решение. Всё дело в политической воле и чувстве ответственности западных лидеров. В конце концов, чтобы ярче представить весь трагизм ситуации, им имеет прямой смысл приложить ситуацию к жизни собственной семьи, содрогнуться и попытаться исправить хотя бы те свои ошибки, которые ещё поддаются исправлению.