Новости
Последние фото
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом
Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве
Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед
Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя
с министром обороны РФ Сергеем Шойгу
V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Лекция-встреча, Московский университет МВД России
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана
Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV
18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем

ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров
В результате последних событий на Ближнем Востоке возникает новая геополитическая ситуация, в том числе, по курдскому вопросу.
Очевидно, что это лишь вопрос времени, когда Иракский Курдистан будет объявлен независимым государством. Вопрос лишь в том, когда и в каких границах. Судя по всему, руководство Иракского Курдистана хотело бы, чтобы ряд так называемых спорных районов (спорных между Багдадом и Эрбилем) вошли в состав Иракского Курдистана. Такими районами являются город Киркук, город Мосул, Ниневийская долина, регион Синджар. Если удастся это сделать, то Иракский Курдистан будет контролировать 60% добычи иракской нефти и свыше 40% газа и иметь хороший выход через Турцию для поставок газа и нефти в Европу. Таким образом, уже ряд государств начали борьбу за реальное влияние на этой территории: США, государства Евросоюза, в первую очередь Германия и Израиль. Каждый по-разному пытается укрепить свое влияние в Иракском Курдистане. С наиболее радикальной позицией по необходимости объявления независимости Иракского Курдистана выступает Израиль (премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху уже заявил, что Израиль признает независимость Иракского Курдистана).
С противоположной позицией выступает Иран, который, имея сильное влияние на шиитское правительство в Багдаде, всячески противодействует возможности возникновения независимого Иракского Курдистана.
Турция налаживает отношения с Иракским Курдистаном, исходя из следующих стратегических целей:
1. Иметь противовес Багдаду, где, по словам министра иностранных дел Турции М. Чавушоглу находится сектантское правительство (шиитское).
2. Как известно, Иракский Курдистан обладает колоссальными запасами нефти и газа, следовательно, Турция заинтересована, чтобы нефтяные и газовые потоки шли через нее.
3. Турция заинтересована использовать Иракский Курдистан и две основные политические партии Курдского региона: Демократическую Партию Иракского Курдистана (лидер Масуд Барзани) и Патриотический Союз Курдистана (лидер Д. Талабани).
Для борьбы с Рабочей Партией Курдистана, представляющей, по мнению турецкого руководства, угрозу национальной безопасности Турции.
Российским интересам также соответствовало бы усиление своей роли в Иракском Курдистане. Кроме вышеуказанных экономических преимуществ Иракский Курдистан имеет уникальное стратегическое расположение, граничит с Иранским Курдистаном, с юго-востоком Турции, где компактно проживают турецкие курды, спорная территория непосредственно находится недалеко от сирийской границы.
Триста двадцать километров разделяет Иракский Курдистан и армяно-турецкую границу, которую охраняют погранвойска Российской Федерации.
Соответственно, это позволяет очень серьезно влиять на ситуацию на Южном Кавказе, в Каспийском Бассейне и, при определенной постановке вопроса, на Северном Кавказе.
Те же Соединенные Штаты планируют разместить на территории Иракского Курдистана 3 базы ВВС: 2 под F-16, F-18 и одну базу под вертолеты Apache, кроме того США имеют свой разведцентр недалеко от Эрбиля.
Большую активность проявляет Израиль. Израиль активно участвует в вооружении и создании отрядов «пешмерга» (т.е. вооруженных
формирований Иракского Курдистана), а также в усилении основной разведслужбы Иракского Курдистана «Парастин». Европейские государства, как было выше сказано, активно участвуют в поставках вооружения и создании «пешмерга», в то же время Россия бездействует на этом направлении. Это при том, что Российская Империя и Советский Союз всегда активно участвовали в решении курдского вопроса.
Так, отец нынешнего главы Иракского Курдистана Масуда Барзани – Мустафа Барзани – более 10 лет находился в Советском Союзе в известный период истории, при этом окончил Военную академию имени Фрунзе и ему было присвоено высокое звание Советского генерала Армии.
На сегодняшний день Иракские курды высказывают целый ряд недовольства к западной коалиции во главе с США из-за игнорирования ряда их интересов, в том числе, недостаточном вооружении отрядов «пешмерга» бронетанковой техникой, из-за чего, по словам М. Барзани, «пешмерга» несут большие потери в живой силе.
В то же время в распоряжении иракских курдов (пешмерга) имеется свыше 150 танков советского производства, доставшихся от режима Саддама Хусейна (это танки Т-55, ПТ-76, Т-62 и Т-72). Россия могла бы, оказав символическую помощь военно-техническим имуществом (2-3 самолета), развернуть на территории Иракского Курдистана небольшое количество полевых танкоремонтных парков и отремонтировать эту боевую технику. Роль и авторитет России сильно повысились бы среди «пешмерга».
В составе боевых формирований Иракского Курдистана воюют подразделения национальных и религиозных меньшинств, в том числе, езидов, христиан, ассирийцев и армян, а также шебаков и какеев. Есть высокая вероятность договориться с руководством Иракского
Курдистана, чтобы по отдельному плану, согласованному с центральным руководством Эрбиля, помочь вооружить и обучить эти подразделения из езидов, ассирийцев и армян, что не исключает возможность и обучения всех подразделений «пешмерга» вне зависимости от национального и религиозного состава. Было бы эффективно для этого использовать граждан России и Армении (езидов, ассирийцев и армян) в качестве инструкторов и советников так, как это делает Израиль, использующий в своих целях курдистанских евреев.