ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров


03.05.2011 мнение законодателя Не хватает комплексных подходов на постсоветском пространстве Семён Багдасаров, член Комитета Государственной Думы по международным делам.

Не хватает комплексных подходов на постсоветском пространстве
Семён Багдасаров, член Комитета Государственной Думы по международным делам

Сегодня часто задаётся вопрос – может ли ближневосточная ситуация повториться на постсоветском пространстве? Увы, такую возможность ­нельзя исключать, пусть и точной копии событий на Ближнем Востоке ждать не стоит. Одним из наиболее уязвимых мест, вне всякого сомнения, является Центрально-Азиатский регион, события в котором напрямую влияют на безопасность России.

В Таджикистане серьёзных обострений можно ждать уже этими летом и осенью. Виной тому может стать переход в эту страну террористических групп из Афганистана – так называемые боевики из Центральной Азии вытесняют «коллег» из Афганистана, которые вынуждены искать новую площадку. Развернуть партизанскую войну они смогут на востоке Таджикистана. Вербовать молодёжь там сравнительно легко, экономическая ситуация в стране плохая. Тем более что уже подросло поколение, не видевшее ужасы гражданской войны и потому не имеющее отвращения к вооружённым действиям. Нельзя исключить волнений в самом Душанбе: на фоне вооружённый борьбы боевиков в областях легко устроить переворот «митинговым» способом. Вероятность такого сценария велика, и мы должны быть к этому готовы.

Другая вероятная «мишень» – Киргизия, где в конце года намечены президентские выборы. Здесь обострения можно также ожидать летом или осенью на юге страны, куда, согласно приведённым выше аргументам, направят стопы боевики из-за рубежа. Возможность же смены власти «демократическим путём» в Киргизии присутствует постоянно.

Что касается Узбекистана, то здесь вероятность дестабилизации в той или иной форме обусловлена крайне жёсткими действиями президента Ислама Каримова в отношении оппозиции. Её светская часть, прежде всего партия «Эрк» под руководством Мухаммада Салиха, уже давно находится за рубежом. Проблемы религиозного характера тоже решаются с помощью жёстких репрессий. Но мы видим по примеру ближневосточных стран, что такие меры не дают долгосрочных гарантий безопасности. Потому нельзя исключать волнений – особенно в районе Ферганской долины.

Противостоять этим процессам могли бы силы Организации Договора о коллективной безопасности. Но, к сожалению, эта структура – нерабочая. В уставе ОДКБ прописано, что коллективные силы оперативного реагирования могут действовать лишь на основании консенсуса. А этого добиться практически невозможно.

Всё это происходит из-за отсутствия комплексной политики России на постсоветском пространстве в Центральной Азии. В то же время в этом регионе всё больше укрепляются американцы. Ни для кого не секрет, что США имеют соглашение о возможности оперирования своими войсками специального назначения на территории Киргизии. И это тоже несёт опасность для России. Практика показывает – там, куда приходят американцы, почему-то начинает процветать терроризм.

Думаю, нам сегодня надо отказаться от надежды на ОДКБ – известные ошские события показали неэффективность организации. Россия должна начать жёстко отстаивать в Азии свои приоритеты, среди которых – борьба с терроризмом и наркотрафиком. Так, в рамках Таможенного союза у нас будут совместные с Казахстаном посты на казахско-киргизской и на казахско-таджикской границах. Целесообразно разместить на этих постах и совместные пограничные войска, а также специалистов по борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Если же киргизы хотят вступить в Таможенный союз, то ими должны быть выполнены обязательные условия: во-первых, на территории страны не должны находиться военные базы иностранных государств, во-вторых, Киргизия гарантирует присутствие совместных соответствующих сил союза на своей границе с Таджикистаном и Узбекистаном.

Кстати, границу с этими государствами сегодня возможно прикрыть, не нарушая соглашение в рамках СНГ о безвизовом пересечении границы. В нём есть пункт 4, позволяющий ужесточить визовый барьер, если здоровью и безопасности граждан принимающего государства угрожает опасность. А Таджикистан, Киргизия и Узбекистан являются крупнейшими транзитёрами наркотиков опиумной группы – в основном из Афганистана. И нашим чиновникам и политикам пора действенно реагировать на это.
 

>