Новости
27.03.2024
Вечер с Владимиром Соловьёвым | 27.03.2024г.
24.03.2024
Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым | 24.03.2024г.
23.03.2024
Теракт в «Крокус сити холле». Лабиринт Карнаухова | 23.03.2024г.



Последние фото

 
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом


Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве


Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед


Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя


с министром обороны РФ Сергеем Шойгу


V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 
Лекция-встреча, Московский университет МВД России

 
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо

 
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана


Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV

 


18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем





ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров



Новости
декабрь 2010, интервью "РИА новости" Семен Багдасаров: в Центральной Азии не должно быть баз НАТО

Интерес США к странам Центральной Азии в последние годы стал очевиден. Однако и у России в этих страха есть свои интересы. О том, что значит Центральная Азия для России сегодня и о нынешней политике России и США в регионе в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал депутат Государственной Думы, специалист по региону Центральной Азии Семен Багдасаров.

- Семен Аркадьевич, Ваши коллеги - парламентарии из США в последнее время буквально сменяют друг друга в государствах Центральной Азии. Чем вызван такой интерес американских сенаторов и конгрессменов к региону? Только ли тем, что они уже, по сути, "освоили" Европу?
- Еще в начале 90-х годов прошлого столетия мне довелось встретиться в Таджикистане с послом США в этой республике г-ном Эскудеро. После того г-н Эскудеро был послом США в Узбекистане и Азербайджане, т. е стал "специалистом" по южному направлению. Так вот, в течение длительной беседы я постоянно чувствовал значительный интерес американцев к Центральной Азии. Не сомневался, что США постараются его реализовать. Но не думал, что это произойдет так быстро.

Чем интересна Центральная Азия для США и ее союзников?
Во-первых, это регион, богатый различными полезными ископаемыми, в том числе углеводородами. Здесь находятся крупнейшие месторождения урана, золота. Во-вторых, это огромный рынок. И, в-третьих, бывшие республики советской Средней Азии примыкают к стратегически важному региону - Афганистану, Пакистану, и закрепление в нем позволяет влиять практически на всю Азию.

США сейчас настойчиво стремятся войти в регион и занять в нем ключевую позицию. Об этом говорит и тот факт, что в Вашингтоне создан пост специального представителя государственного департамента - помощника Госсекретаря по Центральной Азии.

Замечу, что вопрос о введении аналогичной должности в российских органах власти я поднимал еще в начале 90-х годов, будучи начальником управления в Министерстве сотрудничества со странами СНГ. Хотя американцев в Средней Азии тогда еще не было, мы понимали, что ситуация в регионе развивается не очень благоприятно, особенно на фоне гражданской войны в Таджикистане. Но тогда ограничились только созданием должности спецпредставителя по Таджикистану для решения вопроса межтаджикского урегулирования. И гражданскую войну в Таджикистане, напомню, удалось остановить. Этот факт признано считать одним из важнейших достижений российской политики на постсоветском пространстве.

- И на этом закончилась "азиатская" политика России?
- Конечно, нет. Но она отошла на второй план. Россия же на постсоветском пространстве основное внимание уделяет сегодня Закавказью и Украине...

- Но и США тоже...
- Да, Закавказье занимает важное геостратегическое положение. Но азербайджанская нефть по своим запасам уступает центральноазиатской. Украина - опять же геостратегическое расположение, 50-миллионное население...Но из значительных природных ресурсов - только уголь Донбасса. Безусловно, надо заниматься вопросами и Закавказья, и Украины, но, не отодвигая центральноазиатское направление. Приведу один факт. К 2050 году США планируют удовлетворять за счет месторождений углеводородного сырья из среднеазиатского региона до 60% своих потребностей.

Несомненно, Западу важна Центральная Азия и с военно-политической точки зрения. Посмотрите, несмотря на стремление руководства Грузии и Украины видеть свои страны в НАТО, военных баз Альянса на их территории нет. Но они есть в Центральной Азии. В Киргизии - авиабаза США, в Таджикистане - французская авиабаза, в Узбекистане - немецкая база под Термезом. Есть информация, что может появиться еще одна иностранная военная база в Таджикистане - японская...

Правда, решение на открытие этих баз было принято в рамках поддержки многонациональных сил, направленных в Афганистан в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН после событий 11 сентября 2001 г. в США.

Но мало кто знает, что в начале 90-х г.г. прошлого столетия группа представителей спецслужб США в районе Кандагара встречалась с руководителями талибов. И уж совсем ограниченному кругу лиц известно, что велись переговоры ряда американских и аргентинских нефтяных компаний с Кабулом о возможности транспортировки центральноазиатской нефти через территорию Афганистана.

Не вспоминают и такой факт, что в первые годы существования талибского режима в Кабуле именно американская нефтяная компания "Unocal" пыталась вести с "Талибаном" переговоры о строительстве нефте- и газопроводов из Туркмении через Афганистан и Пакистан к побережью Индийского океана. Есть сведения, что именно Халилзад, ныне представитель интересов США в ООН, и занимался в "Unocal". Таким образом, его выход на политическую арену Афганистана и Центральной Азии имеет и свою нефтяную подоплеку.

После ввода войск США и их союзников в Афганистан вся западная пресса заговорила о стабилизации обстановки. Но те, кто знал Афганистан, понимали, что настоящая война начнется года через два-три после вторжения. С военной точки зрения руководство талибов поступило весьма разумно: зачем подвергать свои отряды воздействию высокоточного оружия на равнине? И они ушли в горы.

- Какова сегодня ситуация в Афганистане?
- Теперь в Афганистане против коалиционных сил воюет несколько противников. Во-первых, вооруженные отряды талибов, подчиненные мулле Омару. Они действуют на юге - юго-востоке ИРА в районе Кандагара. К ним присоединился, но без подчинения мулле Омару, ряд пуштунских племен. По последним данным на "тропу войны" вышла Исламская партия Афганистана, возглавляемая небезызвестным Гульбиддином Хакматияром.

Есть серьезные основания говорить о возможном расширении фронта противников "западной демократии". В том числе, за счет сегодняшних американских союзников.

- Вы имеете в виду Северный альянс?
- Да. Как известно, американцам и их союзникам в свержении "Талибана" весьма активно помогал т.н. Северный альянс. Национальный состав этой группировки - таджики и узбеки, выступавшие, в том числе с сепаратистских позиций, с идеей создания собственного государства на части территории современного Афганистана. По оценкам ряда специалистов, у Вашингтона есть определенная договоренность с этой силой по вопросу ...наркотрафика. Как не фантастично звучит, но достаточно взглянуть на карту, чтобы понять объективность этих слов.

Как известно, афганский наркотрафик имеет несколько направлений. Северный - в сторону Таджикистана и далее, Южный - в сторону Пакистана, Западный - в сторону Ирана. Самым мощным считается Северный маршрут. Но территорию вдоль таджикско-афганской границы контролирует именно Северный альянс. А если вспомнить еще, что с момента прихода США в Афганистан - и это признается всеми официальными структурами, вплоть до ООН - производство наркотиков увеличилось в десятки раз, взаимосвязь очевидна.

- Но почему Северный альянс может стать противником США?
- По рассказам очевидцев, малейшие попытки американцев противодействовать наркотрафику пресекались огнем их "союзников" из Северного альянса. Но США под давлением мирового сообщества вынуждены будут все же вступить в борьбу с афганским наркотрафиком. И тогда они получат новый фронт: контролирующие наркопоток полевые командиры свои "заработки" просто так не отдадут.

Серьезные опасения вызывают и шиитские формирования, основная зона действия которых - Хазараджат и Герат. Эти формирования находятся под контролем Корпуса стражей исламской революции Ирана. И в случае обострения ирано-американских, ирано-израильских отношений Тегеран вполне может задействовать созданные ими структуры на территории Афганистана. Если это произойдет, то в Афганистане развернется настоящая против американце и их союзников.

Для подобного развития сценария находящейся сейчас в Афганистане 50-тысячной группировки западных войск будет недостаточно. Увеличение группировки и масштабности боевых действий неминуемо приведет к росту потерь, которые сегодня составляют более 500 погибших и 2 200 раненых.

- Как долго США смогут вести свою "афганскую войну"?
- По моим оценкам, "усталость" США и их союзников от афганской компании наступит через 3-5 лет, и они предпримут все возможное для вывода своих войск. Что произойдет дальше? "Талибан" или иное массовое формирование постарается взять под контроль весь Афганистан и, подавив другие национальные меньшинства, вновь создать единое афганское государство на принципах суннитского радикализма и пуштунского национализма.

- Скажется ли это на ситуации в Центральной Азии?
- Этого исключать нельзя. Тем более что в регионе действуют весьма многочисленные ячейки самых радикальных исламских группировок "Хизб-ут Тахрир" и "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ). Последняя, как известно, до ввода американских войск в Афганистан дислоцировалась на севере Афганистана и вела активные действия против Узбекистана. Самая крупная акция ИДУ - вторжение в Узбекистан в конце прошлого века. Вторжение осуществлялось по двум направлениям: первое - через Киргизию с целью выхода в Ферганскую долину, второе - в Сухардарьинской области, на юге Узбекистана. Базой для первой группировки стали таджикские Тавильдара и Гармская группа районов, которые тогда особо не контролировались официальным Душанбе, для второй - Хатлонская область Таджикистана. Звучавшие заявления о том, что боевики пришли из Афганистана малоубедительны: до Киргизии им надо было бы пройти 350-400 км, а узбекско-афганская граница, Термезский участок длиной всего 40 км к тому же оборудован еще с советских времен и контролируется весьма надежно.

После событий 2001 г. ИДУ совместно с "Талибаном" отступило на юг, и по последним данным его штаб-квартира находилась на северо-западе страны в районе т.н. Южного Вазеристана.

- Каковы интересы России в регионе?
- Прежде всего, об экономических интересах. Это "Газпром", который должен заниматься здесь добычей газа, это интерес к разноплановым комплексам, созданным в регионе еще во времена СССР. Например, Чкаловский комплекс в бывшей Ленинабадской области, гидроэнергетика, и др.

Но если мы хотим надолго закрепиться в регионе, то должны работать по всем направлениям: экономическим, военным, политическим, культурным...Необходим комплексный подход.

- А в военной сфере что, на Ваш взгляд, должно быть главным?
- В военно-стратегическом плане Россия, безусловно, должна проводить политику на вытеснение баз НАТО из региона. Боевая авиация не способна бороться с ячейками "Хизб-ут Тахрир". Впрочем, как и с боевиками, засевшими в горах, что наглядно показывают события в Афганистане.

Между тем, по моим прогнозам, Североатлантический альянс не выведет свои базы из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Военное присутствие в регионе дает серьезные рычаги влияния на местное руководство в рамках политики вытеснения России. Что, собственно, уже и происходит. Надо отметить, что сегодня центральноазиатские государства не всегда с должным вниманием относятся к интересам России. Например, в том же Таджикистане, где есть две авиабазы - российская и французская, Россию заставили платить "за небо" по мировым расценкам, так же, как и французов. И это отношения между союзниками, каковыми Россия и Таджикистан являются в соответствии с Договором о коллективной безопасности? Я уже не говорю о моральной стороне дела: сегодняшний официальный Душанбе, похоже, уже забыл, благодаря чьим усилиям была прекращена в республике гражданская война.

- Но как все-таки России добиться продвижения своих интересов, в том числе военных, в Центральной Азии?
- Рычаги есть. Во-первых, соглашения об использовании воздушного пространства России, заключенные с рядом государств-членов Альянса. Во-вторых, настало время поставить перед руководством центральноазиатских государств вопрос: кто для вас ближе - Россия или НАТО? Если НАТО, тогда Россия должна ставить вопрос об ужесточении миграционной политики с данной страной. Как это заявлено сейчас в отношении Украины. Для любого центральноазиатского государства - это весьма серьезное действо. В том объеме средств, сколько получают, например, Киргизия и Таджикистан от своих граждан, работающих в России, никакие США им не помогут.

Вопрос вывода баз НАТО из Центральной Азии особо актуален и в связи с продолжающимся расширением Альянса на Восток, с возможным вступлением в его ряды Грузии и Украины. Кстати, воспрепятствовать последнему, опять же, можно, проводя целенаправленную азиатскую политику. Афганистан сегодня - самая болевая точка НАТО. Кто России мешает заявить, что дальнейшее расширение Альянса приведет к свертыванию нашей помощи на афганском направлении. В частности, по воздушному и активно обсуждаемому сейчас наземному транзиту.

- Среди международных и некоторой части экспертов главенствует идея, что американцы в Афганистане работают на интересы России...
- Это ошибочное мнение. США ничего за Россию не делают. Именно Вашингтон породил сегодняшнюю ситуацию в Афганистане и лишь усугубляет ее. Следовать их курсом - огромная ошибка.