Новости
Последние фото
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом
Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве
Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед
Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя
с министром обороны РФ Сергеем Шойгу
V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Лекция-встреча, Московский университет МВД России
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана
Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV
18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем
ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров
Новости
- Семен Аркадьевич, читателей «Еркрамаса» всегда интересует то, что происходит с враждебной Армении Турцией, а Турция сегодня глубоко увязла в сирийском конфликте. Что от этого выигрывает Турция?
- Турция не выигрывает, а только теряет. Буквально несколько дней назад был опубликован доклад Национального совета по разведке США о перспективах развития ситуации в мире. В нём есть раздел, посвящённый Турции. Авторы доклада утверждают, что к 2030 году Турция распадётся и создастся новая геополитическая ситуация. Этот прогноз совпадает с моим. Интересно, что за полгода до появления доклада, мэр города Диарбекир, центра Турецкого Курдистана, Осман Байдемир заявил, что в ближайшие 10-15 лет будет создан Большой Курдистан со столицей в Диарбекире.
Думаю, основой для таких утверждений является резкая активизация национально-освободительного движения курдов Турции. После ареста в 1999 году лидера турецких курдов Абдуллы Оджалана казалось, что это движение резко пошло на убыль. Но сейчас оно вновь достигло того масштаба, которое у него было при Оджалане. Достаточно сказать, что руководитель боевых формирований Рабочей партии Курдистана (РПК) Дюран Калкан заявил, что в ближайшие год-два может быть создана освобождённая зона со столицей в Шендели, что на стыке границ Ирана, Ирака и Турции.
Активизация борьбы курдов сопровождается ростом активности и других национальных и религиозных меньшинств Турции, прежде всего алевитов, которых в этой стране, по некоторым оценкам, 15-20 миллионов. До последнего времени активность алевитов носила сугубо мирный характер и сводилась к митингам и петициям с требованиями к правительству Эрдогана обеспечить права алевитского религиозного меньшинства, в частности, предотвратить разрушение молельных домов алевитов. А эти права начали нарушаться не сегодня и даже не вчера. Ещё в 1978 году турецкой полицией и вооружёнными силами при поддержке религиозных фанатиков в городе Кахраманмараш были убиты несколько сотен и ранены несколько десятков алевитов. А в 1993 году были заживо сожжены 37 представителей алевитской интеллигенции, что вызвало возмущение алевитской общины, особенно после того, как один из турецких судов отказался признать этот варварский акт преступлением против человечности.
Ныне же мы видим, как алевиты переходят к вооружённой борьбе. На юго-востоке Турции создаются партизанские отряды, которые уходят в горы и наносят удары по вооружённым силам Турции.
Активизировался и населяющий расположенную к северо-западу от озера Ван провинцию Дерсим народ заза, который некоторые ошибочно принимают за субэтническую группу курдов. Бойцы заза сформировали в этой провинции партизанские отряды, входящие в организацию ТИКО и тесно координирующие свою деятельность с национально-освободительным движением курдов, в том числе с РПК.
Надо заметить, что этим процессам очень способствовала позиция Турции по Сирии. Ведь Турция фактически предоставила свою территорию для подготовки формирований так называемой Сирийской свободной армии. Причём именно юго-восточные районы страны, где большинство населения – алевиты. По сути это территория исторической Киликии. Турецкие военнослужащие открыто участвуют в боевых действиях в Сирии, не говоря уже о том, что Турция оказывает моральную, техническую и финансовую помощь так называемой «сирийской оппозиции».
В ответ сирийской руководство, исходя из интересов своей страны, вывело из пяти приграничных с Турцией районов, населённых курдами, почти все воинские части. Это был очень сильный ход! Во-первых, он позволил усилить воинские формирования, расположенные в стратегически важных районах Сирии, а, во-вторых, отсутствие контроля со стороны военных резко активизировало поддержку сирийскими курдами вооружённой борьбы своих соплеменников в Турции.
Суммируя, можно сказать, что ситуация очень болезненна для Турции, и размах антитурецкой борьбы нарастает. Отмечу в связи с этим недавние заявления Секретной армии освобождения Армении (АСАЛА), в одном из которых эта организация заявила о недопустимости турецкого вмешательства в дела арабских стран, а другое декларировало поддержку национально-освободительной борьбы курдов.
- Складывается ощущение, что вмешательство Турции во внутренние дела Сирии идёт во вред Турции. Какой смысл был Анкаре вмешиваться во внутрисирийский конфликт?
- Как известно, Турция – союзник номер один США в регионе. Вмешиваясь в ситуацию в Сирии, США сделали ставку именно на Турцию, прежде всего с учётом фактора значительной протяжённости сирийско-турецкой границы. Та же Иордания, к примеру, не хочет предоставлять свою территорию для антисирийской деятельности, а турки предоставляют. Есть у Турции и собственные, назовём их неоосманистскими, амбиции, толкающие их играть ведущую роль в регионе. Не будем забывать и то, что господин Эрдоган – религиозный фундаменталист. Будучи мэром Стамбула, он активно уничтожал молельные дома алевитов. Их просто сносили тракторами. Он и сейчас враждебен к ним. А поскольку режим Асада – прежде всего алевитский, то, разумеется, понятно стремление Эрдогана уничтожить этот режим и привести к власти «Братьев-мусульман», которым он симпатизирует.
Таким образом, интересы США и Турции в конфликте в Сирии совпадают.
- Семён Аркадьевич, многие в России, в том числе и наши соотечественники, симпатизируют не Асаду, которого они считают диктатором, а его противникам. Ведь принято считать, что алевитский режим Асада, представляющий незначительное меньшинство народа, ущемляет политические и экономические интересы других религиозных групп этой страны, вместе составляющих значительное большинство.
- Это не совсем так. Это скорее стереотип, чем реальность. Алевиты действительно являются религиозным меньшинством в Сирии, их там примерно 2-3 миллиона. Но дело не в этом. До начала этих событий и другие национальные и религиозные меньшинства Сирии имели серьёзное представительство и в экономике, и в политической жизни страны. Не говоря уже о том, что всем разрешалось свободно исполнять свои религиозные обряды – и суннитам, и шиитам-джафаритам, и исмаилитам, и друзам, и христианам всех конфессий, армянам в том числе. В 20-миллионной Сирии, по официальным данным, христиане составляют 10% населения, то есть их 2 миллиона. По моим же данным, их около 4 миллионов. И христиане в Сирии совершенно не ущемлены, они живут полноценной религиозной и национальной жизнью.
Что касается именно суннитов, то отметим, что всё руководство правящей партии БААС на первом этапе состояло из суннитов, представители этой конфессии преобладали в парламенте, большинство вице-президентов Сирии всегда были сунниты. Бывший министр обороны Сирии Мустафа Тлас, большой патриот, – суннит из города Хомс. То же самое касается и христиан. Бывший министр обороны Сирии Дауд Раджих, погибший недавно в результате теракта, был христианин, если не ошибаюсь, католик. Да, алевиты действительно всегда преобладали в вооружённых силах, в силах безопасности, ну и последние два президента – алевиты. Но не более того.
- Многие считают, что добровольный отказ от власти или отставка Башара Асада может привести к прекращению гражданской войны.
- Есть наивное представление, в том числе в российском МИД, что уход Асада решит все проблемы. Но это не так. Корень проблемы гражданского противостояния в Сирии не в личности или деятельности её президента, а в том, что мощные силы из-за рубежа стремятся заменить светский режим Асада на религиозный суннитский режим наподобие тех, что уже насильно установлены в Египте и Ливии. Режим, основанный на некоем союзе салафитов и «Братьев-мусульман». Пора назвать вещи своими именами: речь идёт о возможности создания на Ближнем Востоке конфедеративного государства по типу Евросоюза на политической основе союза «Братьев-мусульман» с салафитами. Возможно, со столицей в Дамаске. Это заветная мечта, прежде всего руководителей Саудовской Аравии.
- У вас есть информация о положении армян Сирии?
- Армяне, составляющие, по данным из различных источников, от 0,4% до 5% населения Сирии, проживают в основном в Алеппо, Дамаске и небольших городах, в некоторых из которых они составляют до 70% населения. Сегодня они терпят лишения в той же мере, что и остальные сирийцы. Призывы уехать из страны, которые сегодня обращены к ним, в том числе и со стороны других армянских общин, глубоко безнравственны, не говоря уже о том, что технически неосуществимы. Армянская община существует в Сирии со времён Тиграна Великого, армяне здесь глубоко укоренены и интегрированы в местное общество. Вплоть до того, что многие связаны брачными узами с представителями других конфессий. Большинство – потомки киликийских армян, мигрировавшие немного к югу от Киликии во время Геноцида. По сути дела, Сирия их вторая родина. Их предки потеряли Киликию, не безнравственно ли сегодня предлагать им самим добровольно утратить свою вторую Родину? Не говоря уже о том, что это по сути дела призыв совершить предательство.
Я считаю, что сирийские армяне должны с оружием в руках защищать свою Родину. Большая часть их так и поступает, в союзе с другими сирийскими христианами – маронитами, греко-православными, сиро-католиками. Если на первых порах христианские общины Сирии пытались занимать нейтральную позицию, то сейчас большая часть их выступает на стороне правительства, воюя в составе правительственных сил и местного ополчения против террористических группировок. Мы наблюдали это, в особенности, в Алеппо, где какое-то время бои шли в районе, примыкающем к резиденции Католикоса Великого Дома Киликии Арама I. Там ярко проявилась солидарность христианских общин Сирии, к которым в тех боях примкнули и курды.
Отмечу, что христиан Сирии вынуждают поддерживать режим Асада и действия так называемой сирийской оппозиции. Её вооружённые формирования оскверняют и разрушают христианские святыни. Парадоксально, но считающиеся христианскими США и европейские страны поддерживают в Сирии силы, пытающиеся уничтожить христианство на его исторической родине. Христианская религия и христианская община планеты без ближневосточного христианства – как дерево без корней. Они быстро засохнут. И меня особенно тревожит аналогия с Ираком. Мы видели, что христианские общины при диктаторе Саддаме процветали, и они были разорены проамериканскими силами, пришедшими в этой стране к власти.
- Чем обусловлена упорная поддержка Россией режима Асада, который, кажется, вот-вот падёт?
- Я не думаю, что правительство Сирии вот-вот падёт, и прогнозы о скорой агонии режима Асада считаю недостоверными. Дело в том, что в Сирии побеждает тот, кто держит под контролем Дамаск, Алеппо и прибрежную полосу страны. Эти территории под контролем правительства. Другое дело, что пора переходить от блокирования известных резолюций США и их союзников к прямой военной помощи правительству Сирии. Смотрите, что делают США, Турция, Евросоюз, Саудовская Аравия и Катар. Когда их резолюции в ООН не проходят, они начинают оказывать помощь повстанцам. В частности, размещают на территории Турции ЗРК «Пэтриот», создавая, по сути, бесполетную зону над Сирией. Кроме того, ими раздувается тема возможности применения Асадом химического оружия против Сирийской свободной армии, и на этом основании оправдывается идея интервенции в Сирию. Если помните, относительно недавно тем же самым оправдывалась американо-английская интервенция в Ирак.
Я уверен, что России также пора переходить от слов к делу. Пора усилить военную помощь Сирии. Для нас Сирия – стратегически важный регион, если хотите – внешнеполитический Сталинград. В случае крушения дружественного нам режима в Сирии влияние России на Ближнем Востоке впервые за 200 с лишним лет сведётся к нулю. И не надо верить болтунам, которые обещают России сохранение военно-морской базы в Тартусе и уровня российско-сирийских отношений в целом. Всё это будет сведено к нулю.
- Об интересе Саудовской Аравии к сирийским делам Вы упомянули. А что ищет в Сирии такое крошечное государство, как Катар?
- Катар имеет третьи в мире по объёмам разведанные запасы газа – после России и Ирана. Сегодня Катар не имеет возможности транспортировки своего газа по газопроводам и поставляет его потребителям в сжиженном виде. Но в случае прихода к власти в Сирии исламистов, противоречия между Саудовской Аравией и Катаром наверняка будет забыты, и будет построен газопровод Катар-Саудовская Аравия-Ирак-Турция-Европа. И тогда все наши газопроводы в Европу и Турцию перестанут быть эффективны по той простой причине, что цена катарского газа намного ниже, чем цена российского газа, добываемого в суровых условиях Заполярья. В этом экономическая причина поддержки Россией нынешнего сирийского режима. А про политическую я уже сказал: мы потеряли Ирак, Ливию, Сирия – наш последний форпост, отступать нам уже некуда.
Беседовал Артур Терьян, ИЦ «Еркрамас»