Новости
Последние фото
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом
Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве
Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед
Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя
с министром обороны РФ Сергеем Шойгу
V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Лекция-встреча, Московский университет МВД России
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана
Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV
18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем
ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров
Новости
Девять из 10 участников референдума в Сирии поддержали проект новой конституции страны. Она определяет Сирию, как демократическое государство.
Лишь 9% населения сказали "нет" проекту новой Конституции, сообщило сирийское агентство САНА. 1,6% бюллетеней признаны недействительными. В референдуме приняли участие 8,4 млн сирийцев или 57,4% граждан.
Референдум по проекту новой конституции состоялся в воскресенье. Голосование проводилось на 13 835 участках. К участию в референдуме были допущены "сирийские граждане мужского и женского пола, которым на 1 января2012 года исполнилось 18 лет, при условии что они не лишены гражданских и политических прав".
Всего таковых, по данным МВД Сирии, глава которого является председателем комиссии по подготовке и проведению референдума, в стране насчитывается 14,6 миллиона человек. Участники референдума должны были выбрать, согласны они или не согласны с предлагаемым вариантом нового Основного закона Сирии.
Для этого им надо было в анкете для голосования отметить один из двух кружочков - зеленый, над которым написано "согласен", либо серый, что будет означать "не согласен".
О том, как проходил референдум, "Голосу России" рассказала профессор Дамасского университета, член редакционной комиссии по проекту новой конституции доктор Кинда аш-Шаммат:
"Перед референдумом мы запустили широкую кампанию, целью которой было донести и разъяснить населению основные положения проекта конституции. Поэтому со всей уверенностью могу сказать, что сирийцы вне зависимости от того, голосовали ли они за проект или против, четко представляли и понимали содержание документа.
Вместе с тем многие СМИ сообщали о демонстрациях против новой конституции, а также о том, что якобы сирийские власти в день голосования убивали протестующих. Все это не имеет ничего общего с реальным положением вещей и является ложью. Напротив, представители МВД страны сообщали о нападениях на избирательные участки со стороны экстремистов, а также о террористических актах, целью которых было не допустить людей изъявить их волю по проекту конституции. Но благодаря слаженной работе полиции, жертв удалось избежать".
Вечером в воскресенье президент Башар Асад подтвердил успех состоявшегося референдума. Выступая в столичном телецентре, он заявил, что Сирия "подверглась настоящей информационной агрессии", но, указал он, "несмотря на превосходство противников в эфире, здесь, на земле, мы оказались сильнее".
Главным отличием документа является новая редакция восьмой статьи, в которой упраздняется главенствующее положение правящей Партии арабского социалистического возрождения "Баас" и утверждаются равные возможности для всех политических партий Сирии. Новая конституция также предусматривает проведение многопартийных парламентских выборов в течение трех месяцев.
Принятые властями меры безопасности обеспечили в целом спокойный ход голосования, однако, по утверждениям правозащитников от оппозиции, накануне в Сирии в результате столкновений погиб 31 человек. Большинство из них были убиты в Хомсе. Стычки произошли также в провинциях Дераа, Идлиб и Дейр-эз-Зор.
Накануне министр информации Иордании Ракан аль-Маджали сообщил, что с марта прошлого года, когда в Сирии начались антиправительственные выступления, в Иорданию перебрались более 80 тысяч сирийских беженцев. В их числе не только мирные граждане, но и бывшие военнослужащие и сотрудники спецслужб.
Вместе с тем итоги голосования прекращению насилия вряд ли будут способствовать. Так, российский востоковед, бывший депутат Госдумы Семен Багдасаров отмечает:
"Сам факт проведения референдума, разумеется, положителен. Вместе с тем это едва ли поможет разрешению внутреннего конфликта, если с шагами сирийских властей не согласятся представители радикальной оппозиции. А они, очевидно, не согласятся. Поэтому и референдум, и парламентские выборы, которые пройдут через три месяца, не дадут, к сожалению, тех результатов, которые хотелось бы видеть".
Как отмечает ряд экспертов, в урегулирование должен быть заложен прежде всего принцип прекращения огня с обеих сторон, а затем и начала переговоров без предварительных условий. И если официальный Дамаск не раз выражал готовность на это пойти, то вот радикальная оппозиция даже не воспринимает подобного варианта всерьез. Как, впрочем, и многие страны Запада и некоторые арабские государства. А потому проведение референдума, как бы ни старался кто бы то ни было указать на то, что это шаг в сторону демократии, как таковой ими вряд ли будет воспринят, говорит Семен Багдасаров:
"Запад взял курс на свержение Асада. Даже если бы сирийские власти проводили более радикальные реформы, позицию Запада это бы не изменило. Механизм запущен. Оппозиция получает из-за рубежа помощь. Иностранное военное вмешательство пусть и неофициально, но идет полным ходом. Так, на территории Турции находится руководство Сирийского национального совета и его боевого крыла - так называемой Свободной сирийской армии, которое получает разного рода помощь от многих стран. Именно на этом факте надо заострять внимание. Реформы, проводимые сирийским руководством, вне всякого сомнения, - шаг положительный. Однако разрешение внутреннего конфликта, на мой взгляд, лежит в другой плоскости. Одним из вариантов является, как несложно догадаться, разгром Сирийской свободной армии и близких к ней структур".
Вашингтон занял откровенно предвзятую позицию по референдуму в Сирии. Еще до оглашения итогов волеизъявления сирийского народа госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала референдум "циничной уловкой", к которой прибег Башар Асад. Впрочем, в случае провала референдума, то есть отсутствия поддержки населением предложенного властями проекта, тон комментариев, скорее всего, был бы радикально иным.
По словам Клинтон, "Асад пытается убедить сирийский народ в том, что одни лишь террористы и экстремисты выступают против режима, но это не так". "Всем сирийцам надо объединиться ради того, чтобы добиться для себя лучшего будущего", - сказала госсекретарь.
При этом она подчеркнула, что цель США остается прежней – убрать от власти Башара Асада. В этом заявлении – суть подхода Вашингтона к референдуму, считает аналитик ИМЭМО РАН Владимир Сотников:
"Некоторых наших западных партнеров полностью не устраивает нынешний режим в Сирии, то есть режим Башара Асада. Это относится и к некоторым нашим арабским партнерам. Все их действия и заявления до этого референдума сводились к этому. Появилось также заявление, что Россия, скажем, могла бы предоставить убежище Башару Асаду и его семье. Все это показывает настрой на смену режима. Наверное, вот из этого надо исходить, когда любые действия Башара Асада в сторону демократии либо замалчиваются, либо отрицаются".
Западные и арабские оппоненты Дамаска рассчитывают, что в деле свержения власти Башара Асада основную роль сыграет оппозиция. Между тем та же Хиллари Клинтон была вынуждена признать, что США не готовы к оказанию военной помощи сирийским оппозиционным силам, поскольку не знают, кому и как ее оказывать. В Вашингтоне не видят на кого можно положиться при планировании военной операции в Сирии.
На фоне этого заявления пришло сообщение о выходе более 20 видных деятелей оппозиции из состава Сирийского национального совета. Именно этот совет «Друзья Сирии» на заседании в Тунисе признали единственной законной властью. Сирийская оппозиция была раздроблена с самого начала противостояния в стране. Между тем Сирийский национальный совет, в руководстве которого представлены в основном оппозиционеры, живущие за рубежом, считался наиболее цельной группой, ведущей политическую борьбу против Дамаска. Теперь же и в ее рядах произошел первый серьезный раскол.
В этих условиях в день объявления итогов референдума Москва дала новый политический сигнал и Дамаску, и оппозиции.
Глава МИД России Сергей Лавров выступил с заявлением, что Москва приветствует проведение в Сирии референдума по проекту новой конституции и уверена, что это станет шагом к дальнейшей демократизации. По словам министра, отказ от монопольного положения одной из партий в политической системе страны сам по себе должен приветствоваться.
Лавров заявил также о намерении усадить всех участников этой ситуации за переговорный стол. А для этого в первую очередь необходимо прекратить насилие в Сирии, откуда бы оно ни исходило.