Новости
Последние фото
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом
Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве
Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед
Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя
с министром обороны РФ Сергеем Шойгу
V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Лекция-встреча, Московский университет МВД России
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана
Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV
18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем
ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров
Новости
ОБСЕ отмечает 35-летие со дня принятия важнейшего соглашения времен холодной войны - Хельсинкского заключительного акта, который также стал днем рождения Организации. Какой путь проделала ОБСЕ за это время? Какую роль играет Организация в современном мире? Почему эксперты говорят о необходимости реформы ОБСЕ?
Гости программы "Экспертиза"
в студии:
Юлия Якушева, руководитель управления Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве;
по телефону:
Евгений Баженов, проректор Дипломатической академии МИД по научной работе и международным связям, профессор,
Семен Багдасаров, член комитета ГД по международным делам.
Ведущий - Максим Шалыгин.
Шалыгин: Будем говорить об организации, которую в связи с событиями на постсоветском пространстве не поминает только ленивый - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Дело в том, что 1 августа 2010 года исполнилось 35 лет со дня принятия основополагающего документа ОБСЕ, а именно Хельсинского заключительного акта. В качестве главного эксперта в студии - Юлия Якушева, руководитель управления Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве.
Но прежде я позволю себе небольшую реплику, ибо, знаете, как начиналось одно публичное письмо, по-моему, в газете "Советская Россия" в конце 80-х. Не могу умолчать. Пришло sms-сообщение из Украины, которое касается Эллы Памфиловой: "Элла Памфилова неправильно понимала свои функции при президенте. Памфилова не будет просто отсиживаться, а за деньги переметнется при первом удобном случае. Должна быть изолирована
Памфилова", - пишет Надежда из Украины. Это сообщение тоже из Украины: "Из-за таких советников как Памфилова президент не знает о нуждах народа".
Друзья мои, во-первых, Памфилова пишется через букву "м". Если вы вслед человеку кидаете камни, то хотя бы правильно выучите фамилию. Во-вторых, я считаю, что это низко - не зная человека, не представляя себе, чем занималась Элла Александровна... Я знаю конкретные примеры, когда она помогала простым людям, пробивала чиновничью стену. Я считаю, что это крайне недостойная позиция - бросать камни и так гаденько, мелочно говорить о человеке. Это неправильно, недостойно. Вам должно быть за эти слова, уважаемые, просто стыдно. Так нельзя. Критиковать человека можно, но на конкретных примерах. Если бы вы обратились к Элле Александровне, и она вам отказала, не помогла, вы бы имели право сказать: "Она не помогла". А то, что вы пишите. Это недостойно, гадко, низко. Вам должно быть стыдно. Все.
Теперь переходим к главной теме программы. Напомню, что 2 августа объединение ОБСЕ - это 56 стран, Северная Америка, Европа, Центральная Азия... Все верно?
Якушева: Все верно.
Шалыгин: Что это за документ, который называется Хельсинский заключительный акт? В чем история?
Якушева: Надо сказать о том, в каких условиях этот акт заключался. В начале 70-х годов начинается период разрядки международных отношений между США и Советским Союзом.
Шалыгин: По чьей инициативе?
Якушева: На самом деле, происходит несколько встреч Брежнева и Никсона. Принимаются два договора - ПРО и ОСВ-1, как раз они и заложили основу разрядки. А закрепили эту разрядку совместный советско-американский полет в космос в 1975 году и совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, прообраз нынешней ОБСЕ.
Шалыгин: Принято считать, что это все-таки инициатива Советского Союза. Настолько было сильным противостояние между сверхдержавами, что из Москвы прозвучало предложение о мире, дабы сгладить немножко отношения?
Якушева: Скорее, страны противоборствующих блоков Востока и Запада в тот момент осознали, что в мире накоплен такой ядерный потенциал, что победителя в третьей мировой войне уже просто не будет, и что в интересах каждого государства пойти на сближение позиций, найти какой-то взаимоприемлемый формат отношений, компромисс.
Шалыгин: В то время, в 70-е годы, в политической прессе, и российской, и западной, можно было встретить такие выражения: "Мы уничтожим их пять раз. Они уничтожат нас восемь раз". Это достаточно цинично. И мне всегда было это слышать как-то странно, потому что одного раза достаточно, чтобы в живых уже никого не осталось. А считать, сколько раз кто кого мог уничтожить.
Якушева: Мерились своими возможностями. Все-таки политическая элита осознавала серьезность угрозы. Конечно, кризис 1960 года показал, насколько эта угроза реальна.
Шалыгин: Сегодня Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе критикуема, причем на самом высшем политическом уровне. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров неоднократно заявлял о необходимости реформирования этой структуры. В понедельник в связи с тридцатипятилетием создания объединения глава Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов (это верхняя палата российского парламента) заявил, что "ОБСЕ сильно политизирована и утрачивает свои функции, спасти организацию может только реформа". Достаточно аккуратно, но в той же тональности выступает коллега Маргелова из Госдумы (нижняя палата парламента), председатель международного комитета Константин Косачев: "В Москве считают необходимым реформировать ОБСЕ".
К нам присоединяется по телефону Семен Аркадьевич Багдасаров, член Комитета Госдумы по международным делам. Тридцать пять лет. Организация существует достаточно давно, но из российского парламента звучат какие-то очень негативные заявления. В связи с чем?
Багдасаров: Это показывает историю деятельности этой организации последних десятилетий, в том числе на территории бывшей Югославии, в Косово, Черногории, Македонии. Особенно в Косово! Сейчас в Кыргызстане объявлено, что туда должны послать 52 полицейских по линии организации ОБСЕ. Какая реакция в стране только на заявления возможной отправки этой группы? Крайне негативная. Все начинают вспоминать Косово, ставят под сомнение их объективность, объективность их докладов. Все считают, и я считаю, достаточно небезосновательно, что эта миссия - предтечи некой деятельности по отторжению Южного Кыргызстана от Киргизии. То есть, в значительной мере это воспринимается крайне негативно.
Шалыгин: Господин Багдасаров, мы можем показать на югославском примере механику, как работает ОБСЕ, какие результаты?
Багдасаров: Наиболее негативная - это миссия ОБСЕ в Косово. Абсолютно все уверены, что миссия, которая была там, сыграла свою негативную роль в плане того, что Косово, в конечном счете, отошло от Югославии. Насколько это верно, мне трудно сказать. Я не изучал нюансы в деталях, но, возможно, именно на основании докладов миссии ОБСЕ в Косово формировалось некое видение ситуации по дальнейшей судьбе этой территории.
Якушева: Можно мне добавить по Косово? Считается, что Косово - это как раз показатель двойных стандартов ОБСЕ. Например, если ОБСЕ - это большой дом (большая семья), в котором установлены жесткие правила поведения. Скажем, в этом доме не разрешается класть ноги на стол, и приходит член семьи и нарушает это правило, говорит при этом: "У меня тапки новые, мне можно". Получается, что по отношению к одному случаю - в Косово - применяются одни стандарты, а по отношению, скажем, к Южной Осетии - другие. Почему кому-то можно, кому-то нельзя. Это формирует все-таки какую-то отчужденность внутри организации...