Новости
16.04.2024
Полный контакт | 16.04.2024г.
16.04.2024
Вечер с Владимиром Соловьёвым | 16.04.2024г.
15.04.2024
Гаспарян | Соловьёв Live |15.04.2024г.



Последние фото

 
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом


Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве


Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед


Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя


с министром обороны РФ Сергеем Шойгу


V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 
Лекция-встреча, Московский университет МВД России

 
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо

 
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана


Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV

 


18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем





ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров



Новости
11.02.2014 Иран: перемены назрели, но до них еще далеко


© Flickr.com/reibai/cc-by


В Иране отмечают 35-ю годовщину исламской революции. На фоне дежурных здравиц и официальных поздравительных телеграмм все заметней противоречия внутри иранского общества, перед которым встает вопрос социально-политической модернизации страны


В западной прессе глубоко укоренен образ Ирана как весьма непредсказуемого государства и его лидеров – опасных бородатых людей в чалмах, мечтающих об уничтожении всего того, что они считают враждебным исламу шиитского толка, а особенно "американского шайтана", с которым у нынешнего иранского режима счеты со времен аятоллы Хомейни. С этой точки зрения исламская революция 1979 года рассматривается как шаг в сторону Средневековья после многолетнего сотрудничества с Западом на базе общих либеральных ценностей. Как следствие, лучшим вариантом для современного Ирана западная пресса называет радикальную перемену курса с последующей вестернизацией страны.


Это, конечно, весьма упрощенная и потому далекая от истины картина. Но зерно здравого смысла в ней есть. И оно заключено в тезисе о необходимости реформ, которые ряд экспертов связывает со снижением роли духовенства в государственном управлении. Хотя средневековым нынешний Иран в любом случае назвать нельзя. Там налажено производство автомобилей, стали, существуют химическая промышленность и фармацевтика, развиты ракетные технологии, не говоря уж о ядерных исследованиях. Ну и кроме всего прочего Иран обладает вторыми в мире месторождениями газа, очень крупными месторождениями нефти.


В настоящее время в стране проживает почти 70 миллионов человек. Чуть больше половины составляют персы, около четверти – азербайджанцы. Затем идут курды, луры, арабы и так далее. Короче говоря, страна полиэтнична. Как считают некоторые специалисты, перед Ираном (как и перед Советским Союзом в свое время) стоит проблема формирования гражданской нации – то есть объединения народов на каких-то базовых принципах. До последнего момента эти принципы определялись нормами шариата. Все-таки 98% населения Ирана – это мусульмане.


Как минимум половина из них активно пользуется Интернетом (это почти уровень западноевропейских стран). Конечно, на просторах Всемирной паутины граждане страны сталкиваются с определенными ограничениями. Иными словами, в Иране существует цензура. Но, как известно, к каждому замку можно подобрать ключ, "ищущий да обрящет". Попросту говоря, иранский железный занавес если и существует, то полон прорех.


Следует признать, что за время, прошедшее с момента исламской революции, иранское общество серьезно изменилось. Оно сегодня далеко не то, каким было в 1970-х. Говорит эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.


"Общество и экономика эволюционируют. Люди становятся более зажиточными. Возникают соблазны, которые сложно преодолеть, а при помощи одной идеологии – и вовсе невозможно. Аскетичность, которая прививается религиозными кругами, с течением времени встречает все больше скептицизма. Это абсолютно естественный процесс. И только религиозной догматикой этих процессов не остановить. Иранскому руководству нужно учитывать этот момент и эволюционировать. Необходимо подверстывать государственную идеологию под нужды общества".

Скачать аудио файл

По мнению многих экспертов, устойчивость режима аятолл определяется эффективностью религиозно-пропагандистской работы. Впрочем, не только ею. Духовенство научилось весьма успешно сочетать интересы кланов с мерами социального характера, включая помощь бедным слоям населения. Но опирается оно все-таки на силовые структуры: Корпус стражей исламской революции, министерство внутренних дел, министерство информации и госбезопасности, а также местный иранский "комсомол" - молодежная организация "Басидж", играющая роль кадрового резерва. Между прочим, иранская молодежь – это серьезная угроза для иранских фундаменталистов, считает Сергей Демиденко.


"Вопрос в том, кто стоит во главе той общественной страты, которую мы называем иранской теократией. Когда у власти находились те самые "мрачные старцы", последователи аятоллы Хомейни, они всячески укрепляли идеологию, прививали аскезу, навязывали обществу нормы поведения, которые в той или иной степени соотносились с религиозной догматикой. Но когда общество начало эволюционировать, была вынуждена эволюционировать и теократия. Там все больше появляется людей молодых, которые в большей степени понимают требования текущего политического момента.



Иранская теократия обновляется. Достаточно сказать, что два внука аятоллы Хомейни сейчас разделяют политические и идеологические воззрения лагеря реформаторов. Это уже о многом говорит. Идеологическая база размывается с двух концов. И она размоется в конечном итоге. Иран 70-х годов прошлого века совсем не похож на современный. Изменения будут происходить и в дальнейшем.

Иран был вынужден изменить свою экономическую парадигму. Сейчас он активно открывается Западу. Иран пытается выработать приемлемую схему взаимоотношений с западным миром. А потом пойдет культурное и идеологическое проникновение. Насколько этому сможет противостоять традиционная исламская культура, - другой вопрос. Иранцы считают себя самодостаточными, обладающими богатой исторической традицией. Возможно, они не будут слепо потреблять то, что будет предложено западной масс-культурой.

Процессы глобализации диктуют свои суровые законы. Никто не может остаться в стороне от этих процессов".

Скачать аудио файл

 

При нем авторитарный режим превратился в деспотический. Роль спецслужб радикально возросла, в конституцию страны были внесены изменения, наделявшие шаха правом отлагательного вето, правом роспуска парламента и назначения премьер-министра. При этом формально Пехлеви строил светское и буржуазное государство. Объявлялось отсутствие отличий Ирана от Западной Европы, исключая монархические традиции. И все это сопровождалось грубым наступлением на национальные и религиозные традиции.


Хомейни и другие идеологи исламской революции очень умело использовали недовольство населения, основные экономические проблемы и идейный голод, который царил среди жителей Ирана. Им удалось построить свою пропаганду не только на антишахских и антизападных лозунгах, но и на идеях реальной демократии, на идеях власти народа под руководством мудрого, просвещенного человека, который тоже избирался народом через довольно сложную систему.


Сегодня с формальной точки зрения Иран является парламентской демократией. Но концентрация власти в руках духовенства идет вразрез с этой концепцией. Поскольку теократическое руководство властью наделяет не народ, а Аллах. При этом на богословов возложены обязанности по развитию моральных ценностей, по борьбе с развратом, по укреплению духа исследования во всех областях науки, техники и культуры. Между тем чем более образованным становится общество, тем менее оно религиозно. Расшатывание основ – в этом эксперты видят главную внутреннюю проблему Ирана. Говорит эксперт по проблемам Центральной Азии и Ближнего Востока Семен Багдасаров.


"Мне много раз приходилось быть в Иране и слышать зачастую достаточно критические замечания в адрес режима. Многие даже вспоминают, как хорошо было при шахе: значительно больше свобод и т.д. Жесткость режима многих отпугивает. Кроме того, международные санкции тоже сказываются на умонастроениях людей. Надо при этом учитывать, что на умонастроения иранцев влияют передачи западных теле- и радиостанций. По моим подсчетам, на иранскую аудиторию вещают около 30 компаний в Канаде, США и т.д. Я уж не говорю об Интернете.

Конечно, многие хотели бы смягчения режима. В основном, это городское население, наиболее образованное население. В то время как сельские жители в значительной части поддерживают нынешний режим. Абсолютное большинство населения Ирана – это мусульмане-шииты. Поэтому теократический режим в той или иной мере близок им. Просто многие хотят, чтобы он был более гибок".

Скачать аудио файл

В общем, получается, что иранскому духовенству все сложнее использовать язык религии для управления своим народом. Образованное население крупных городов, средний класс, имеющий доступ в Интернет, его выходцы, побывавшие за границей, вероятнее всего, хотят перемен. Однако эксперты сомневаются в скорой и резкой смене власти. Поскольку нынешний политический режим – естественный результат политического развития страны, социально-экономических факторов, внешнеполитических амбиций и менталитета иранцев.

 


Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2014_02_11/Iran-peremeni-nazreli-no-do-nih-eshhe-daleko-9637/


Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2014_02_11/Iran-peremeni-nazreli-no-do-nih-eshhe-daleko-9637/


Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2014_02_11/Iran-peremeni-nazreli-no-do-nih-eshhe-daleko-9637/