Новости
Последние фото
Встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации доктором Риадом Хаддадом
Заседание Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве
Встреча с Советником Эмира Катара по Национальной Безопасности Шейхом Мухаммадом Бин Ахмед Бин Абдулла Аль-Миснед
Встреча с министром обороны государства Катар Халидом аль-Аттыйя и чрезвычайным и полномочным послом государства Катар в РФ Фахадом аль-Аттыйя
с министром обороны РФ Сергеем Шойгу
V-АЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Лекция-встреча, Московский университет МВД России
Командующий вооружёнными силами армией шангал (Ирак-Езиды) Хайдар Шешо
Встреча с Первезом Мушаррафом, 10 президентом Пакистана
Встреча с лидером исмаилитов Ага-ханом IV
18 февраля 2020 года на первом заседании Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Семен Аркадьевич Багдасаров был избран его Председателем
ИНТЕРВЬЮ:
"Восток — моя профессия"
На вопросы «Военного» отвечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока
и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров
Новости
Запад усиливает давление на Россию. Теперь - через Сирию.
Западные поборники демократии активно призывает Россию заранее признать грядущие нелегитимные президентские выборы на Украине легитимными, однако сами поступают зеркально противоположно. Так, 4 апреля 11 государств заявили, что не признают легитимность президентских выборов в Сирии, запланированных на июнь. В совместном заявлении, подготовленном Госдепартаментом США, страны - противники режима президента Башара Асада– снова призвали сирийское руководство создать переходный орган власти на время выхода страны из кризиса. Напомним, что эта инициатива была выдвинута Асаду на январских переговорах на конференции «Женева-2». Госдеп США назвал выборы «пародией на демократию», которые приведут к разделению страны на части, а также напомнил, что ООН считает Асада преступником, виновным в тысячах жертв во время гражданской войны. Под заявлением подписались США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Катар, Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Турция и ОАЭ.
Напомним, что сразу после послания президента Владимира Путина Федеральному собранию о присоединении Крыма к РФ 12 марта у Барака Обамы родилась ответная мера: президент США сообщил о разрыве дипломатических отношений с Сирией, призвав иностранцев покинуть эту страну. Что могло расцениваться, как предупреждение перед возможным ракетно-бомбовым ударом. Но, к счастью, слова американского лидера были всего лишь дипломатической уловкой. Однако расслабляться Башару Асаду не стоит. США, несмотря ни на что, вновь возобновляют попытки создать прецедент для военного вмешательства в эту страну, оказывая поддержку террористическим организациям и пытаясь сорвать вывоз химоружия властями.
К тому же поступают сообщения, что США готовят план расширения военной поддержки боевикам в Сирии. Он предполагает расширенные тренировочные миссии, а также поставки стрелкового оружия боевикам из группировок, базирующихся в основном на территории Иордании у сирийской границы. При этом поставок в Сирию ПЗРК или противотанкового оружия не предусматривается.
Старший преподаватель кафедры общей политологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Леонид Исаев говорит, что ситуации с президентскими выборами на Украине и в Сирии – похожи.
- США больше ничего не остается сделать, кроме как не признавать выборы в Сирии, намеченные на середину 2014 года, потому что с режимом Асада они уже никогда не смогут договориться. Учитывая тот факт, что Асад еще достаточно молод, Америка на долгие годы теряет влияние в еще одной ближневосточной стране, а Сирия, кстати, - одна из ключевых в регионе. Признать легитимность предстоящих сирийских президентских выборов для американцев означает признать свои ошибки, что, согласитесь, нереалистично.
И американцы будут всячески пытаться воздействовать на Россию, на сирийское правительство, чтобы, как минимум, избавиться от Асада. Потому что с людьми, которые придут на смену Асаду, в принципе можно договориться, даже если эти люди будут из партии «БААС», что США, собственно говоря, уже делают.
Также и России искать счастья с нынешней киевской властью не приходится. Если к власти после украинских президентских выборов придут силы, осуществившие переворот, то отношения между Киевом и Москвой будут минимальны. Ситуации, как мы видим, зеркальные, за исключением одного: американцы сами впутались в эту ситуацию, а мы были вынуждены реагировать на украинские события.
После того, как произошло присоединение Крыма к РФ, со стороны стран Запада и целого ряда арабских государств были попытки не столько даже давления, сколько демонстрации угрозы в отношении нашего главного союзника на Ближнем Востоке.
Американцы ведь не только угрожали бомбежками. После этого практически сразу начались вооруженные атаки со стороны турецкой армии. Американцы вряд ли сами будут бомбить: если бы они хотели, то нанесли бы удар в 2013 году, когда к этому располагала ситуация. Сейчас же, когда внимание мировой общественности приковано к событиям на Украине, США посредством турок усиливают давление на Сирию, а через нее – на Москву. Американцы пытаются бить со всех фронтов. Так, помимо Украины и Сирии, это происходит в Египте: им удалось вытолкнуть с поста министра обороны Абделя Фаттах ас-Сиси, который крайне положительно относится к Москве, и добиться того, чтобы он баллотировался в президенты страны. Однако по целому ряду причин пост министра обороны для ас-Сиси гораздо предпочтительнее, чем пост президента.
Кроме того, Америка хорошо знает слабости российской внешней политики. Одна из которых, к сожалению, такова - пока наш МИД не умеет работать по всем направлениями одновременно: есть сирийское направление, ведомство тесно работает по нему, как только вопрос становиться не таким остроактуальным или появляется другое направление, например, украинское, МИД активизирует работу там, забывая про Сирию. Объективно, это слабость нашей внешней политики, и американцы, зная ее, пытаются давить сразу по всем фронтам.
«СП»: - Переходный орган, который предлагает Запад, включает в себя представителей оппозиции. Какой?
- Запад предлагает уйти Асаду и его ближайшему окружению, а также ввести негласный закон о люстрации, согласно которому все бывшие крупные чиновники не имели бы права занимать крупные государственные посты. Таким образом, лишь оппозиционные партии, как легальные, так и нелегальные, должны войти в это временное сирийское правительство.
В Сирии вся оппозиция делится на внутреннюю и внешнюю: первая - ручная, слабая и абсолютно недееспособная, а вот внешняя или внесистемная оппозиция живет за счет стран Персидского залива и Запада, и гораздо лучше понимает, как управлять государством. Внешняя оппозиция, войдя в состав временного правительства, способна завоевать там ключевые посты, а впоследствии – выиграть выборы президента. Но это – план американцев, и вряд ли ему суждено сбыться.
«СП»: - Согласно сирийскому законодательству, кандидат в президенты должен получить поддержку не менее 35 из 250 депутатов парламента, это что-то вроде нашего муниципального фильтра... Победивший на выборах 2014 года кандидат фактически будет править до 2028-го. Каковы шансы Асада?
- Сегодня шансы на президентское кресло есть только у Асада. Сирия последние десятилетия жила в состоянии жесткого тоталитаризма (до 2012 года – в режиме однопартийности, чрезвычайного положения) - все это накладывало серьезные отпечатки на политическую обстановку. И сейчас, в ситуации гражданской войны и тотальной неразберихи, вряд ли кто составит Асаду конкуренцию. Думаю, он победит в первом туре и с достаточно большим отрывом от ближайших конкурентов, если конечно, не откажется от участия в выборах. Но отказаться от них для него означает самоубийство, причем не только политическое.
Известный политолог Анатолий Эль-Мюрид замечает: давление на Сирию со стороны Турции – это только один момент.
- На юге страны – в провинции Деръа - активизировались саудиты, не исключено, что они в ближайшее время - накануне выборов - могут открыть так называемый «южный фронт». Американцы, скорее всего, сами ничего в открытую делать не будут, но продолжат поставлять в Сирию оружие и военное снаряжение. А те же саудиты все проспонсируют.
Что касается предстоящих президентских выборов в Сирии, то конкурентов у Асада нет. Так, конференция «Женева-2» сорвалась просто потому, что сирийская оппозиция не смогла доказать, что она обладает хоть каким-то влиянием на боевиков: была договоренность, что в Хомс пройдет гуманитарный контроль, но все это сорвалось, потому что оппозиция не смогла повлиять на боевиков, которые там сидят.
Очевидно, что Асаду в Сирии никто не сможет составить конкуренцию. К тому же сирийская элита, в общем-то, поддерживает Асада. Это, конечно, уникальный случай, но специфика Сирии такова, что ее элиты имеют экономические интересы в самой стране, которая не связана с международной финансовой и промышленной элитой. Именно поэтому местные элитные группы продолжают держаться за Асада не потому, что они ему доверяют, а потому, что другой вариант чреват для них неприятными последствиями - их могут просто отстранить от экономических рычагов влияния.
Однако главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук Георгий Мирский убежден: Запад нажимом на Сирию преследует другую цель - надавить на Иран, а не на Москву.
- Асад пришел к власти законным путем. Но поскольку он – союзник и партнер Ирана, то его режим рассматривается Западом, как враждебный. Поэтому аналогии с украинскими выборами и апелляция к международному праву здесь неуместны. Дай бог, чтобы ядерная иранская программа была реализована и тогда угроза войны (как со стороны Израиля, там и Америки) будет ликвидирована. И для США Иран и Сирия перестанут быть врагами номер один. Но Саудовской Аравия, являясь главным противником Ирана на Ближнем Востоке, в любом случае будет стремиться сломить режим Асада.
К тому же последнее время западные страны начинают задумываться, что режим Асада, по их мнению, не самое худшее, что может быть. Если в Дамаске к власти придет «Аль-Каида», то это будет еще хуже. Именно поэтому Обама в течение нескольких лет сопротивляется давлению со стороны своих собственных «ястребов» и отказывается поставлять оружие экстремистским оппозиционным силам. Он прекрасно понимает: если власть захватят радикальные группировки, то на него выльют море помоев внутри Америки, за то, что он привел к власти последователей Бен Ладена. Поэтому Обама делает все, чтобы оттянуть момент, когда придется им помогать, в надежде, что решающую роль в Сирии будут играть не «алькаидовские отморозки», а так называемая Свободная сирийская армия, состоящая из дезертиров, но не фанатиков.
Что касается давления на Москву через Сирию, то наивно полагать, что Путин, оказавшись после присоединения Крыма в некой изоляции и в ситуации противостояния Западу, изменит свою позицию. Это не в его духе. Тем более, нет никаких признаков, что Асад, пользуясь поддержкой той же «Хезболлы», проиграет выборы.
- Тут комплексная причина: с одной стороны, это отголоски украинских событий, с другой – иранская тема, - говорит старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников. – Наши американские партнеры хотят показать решительность и жесткость по отношению к России. Ведь Обаму не раз упрекали внутри его страны, что он занял недостаточно жесткую позицию по внешнеполитическим действиям Москвы. Что касается предстоящих выборов в Сирии, то я не возьмусь делать прогноз. Хотя до июня не так много времени, но ситуация может стремительно измениться. Все будет зависеть от наметившего противостояния Россия-Запад и от обстановки в самой Сирии - насколько будут успешны действия войск Асада.
Депутат Государственной Думы РФ пятого созыва, эксперт по проблемам Центральной Азии Семен Багдасаров замечает, что Запад в Сирии мечтает свергнуть режим Асада любым способом, а на Украине – сохранить нынешний киевский прозападный режим.
- Цель Запад – свержение режима Асада. Это сразу решит иранский вопрос, превратит Средиземное море во внутренне море НАТО, а мы лишимся военной базы в Тартусе.
Вряд ли какие-то сюрпризы будут на президентских выборах. Конечно, проводить выборы в стране в условиях гражданской войны, где есть миллионы беженцев, - выбор не от хорошей жизни, но если президентские выборы не провести, то возникнет совершенно патовая ситуация.
Если исходить их чисто военного анализа, то ядро сирийской армии составляют около 200 тысяч хорошо вооруженных человек. Плюс 80 тысяч человек из национальной самообороны, плюс бойцы «Хезболлы», иракцы, иранцы… Сломить такую силу оппозиции не удастся: у нее примерно 110 тысяч бойцов, из которых больше половины – радикальные исламисты из других государств.
Но замечу: Эрдоган официально заявил, что Турция находится с Сирией в состоянии войны. Так, недавно была сымитирована атака на Латакию – родовое селение Асада, чтобы вызвать ответную реакцию с сирийской стороны. Поэтому сейчас снова поднимаются варианты силового свержения Асада: нанесением ракетно-бомбовых ударов, созданием беспилотной зоны. К тому же в августе пройдут выборы президента Турции, а Эрдогану, чтобы победить, надо постараться какими-то действиями заработать себе поддержку избирателей. Вопрос только в одном: какие это будут действия?
Что касается давления на Москву, то на нас, безусловно, будут давить, мол, Крым присоединили, за это мы вашего «человека» - Асада – свергнем, а в условиях возможных экономических санкций вам будет сложно действовать на разных фронтах.
Фото ИТАР-ТАСС/ EPA